Как выбрать курсы подготовки к школе?

Как выбрать курсы подготовки к школе?

    Тема дошкольного образования и подготовки детей к школе очень противоречивая. Почему? Потому что, несмотря на все заверения педагогов и психологов в том, что при поступлении в 1-й класс умение читать-писать-считать отнюдь не главное, для родителей эти три составляющие по-прежнему остаются головной болью. Ведь ребятам приходится проходить собеседование, которое, по сути, вступительный экзамен с последующим вердиктом. Но в Москве практически при каждом образовательном центре существуют курсы по подготовке к школе. Если ребенок посещает их, он гарантированно становится учеником этого учебного заведения, а если он еще и выпускник дошкольного отделения центра, то плавно переходит на следующую ступень. О чем тогда так беспокоятся родители и почему нередко отдают предпочтение альтернативным учреждениям по подготовке к школе? Чем отличается государственная подготовка от негосударственной и могут ли эти формы подготовки гармонично уживаться друг с другом на рынке образовательных услуг?

    В России полным ходом идет образовательная реформа, и коснулась она, прежде всего, системы дошкольного и школьного образования. Как известно, детские сады и школы объединяются в единые учебные комплексы, что должно, по задумке, иметь сплошные преимущества. Безусловно, один из главных плюсов подобного объединения – это преемственность образовательных процессов. Другими словами, наши дети, попадая в ясельные или младшие группы детских садов, а затем и в младшие классы, все время находятся, обучаются и воспитываются под крышей одного учебного комплекса с единой учебной программой, с одними образовательными стандартами, в конце концов, с общими духовно-воспитательными ценностями. Естественно, это призвано повысить уровень образования в школах и вместе с тем минимизировать «стрессовость» самого процесса обучения. Ведь если ребенок с пеленок привыкает к персоналу, требованиям, правилам и порядкам, заведенным в детском саду, то, отправляясь в 1-й класс и попав в знакомую ему среду в школе, он благополучно продолжит свой образовательный путь.

    Это идеальный вариант, к которому надо стремиться. Но пока на практике все оказывается сложнее.

    Главная проблема, с которой сталкиваются родители, ожидающие «чудес» от единых образовательных комплексов, – это отсутствие пресловутой преемственности, а иногда и гарантии, что ребенок будет учиться там, где хочет.

    Не все, но многие детские сады считают своей основной функцией бытовые и развлекательные услуги. Отнюдь не образовательные. Отдавая ребенка в подобное дошкольное учреждение, родители должны сразу понимать, что за их чадом будет осуществляться общий присмотр – его покормят, с ним поиграют и погуляют, пока родители находятся на работе. Но не более того. Ни о каком образовательном компоненте речь не идет. И дело даже не в том, что дошкольное учреждение не хочет брать на себя обязательства по обучению и развитию. Просто этим некому заниматься. Так, например, в наш центр часто приходят дети за год до школы, то есть воспитанники подготовительной группы (!). Родители вдруг забили тревогу: ребенку 6 лет, а он, регулярно посещая детский сад, не знает названия геометрических фигур и домашних животных от диких не отличает. (Замечу: сейчас речь не о родителях, которых в данном случае тоже можно справедливо упрекнуть).

    Итак, многие семьи уже столкнулись с тем, что в ту школу, в которую они планировали отдать своего малыша, его принимать не хотят. Причин может быть множество, и одна из них – неподготовленность ребенка. Об этом мамы и папы узнают после «внутришкольного» тестирования (которое официально ни в одной школе не должно проводиться) и разводят руками: но ведь ребенок ходил, как и другие дети, в детский сад, проблем никаких не было, воспитатели не жаловались. Почему одних детей взяли в эту конкретную школу, а других нет? Знания разные? Как получилось, что малыши из одной садовской группы оказались «разноготовыми» к поступлению в 1-й класс?

    А почему раньше проблем с поступлением в начальную школу вообще не было? Никому даже в голову не приходило усомниться в правильности развивающих программ детских садов. И почему, наконец, не было платных курсов по подготовке к поступлению в 1-й класс при самой школе?

    На мой взгляд, все дело в том, что общий уровень качества услуг дошкольных учреждений стал на порядок ниже. Работа воспитателя очень важная и нужная, но совсем другая материя – это работа педагога, чьей профессией является обучение. Подобная работа с дошколятами – это труд, талант, терпение, помноженные на преданность своему делу.

    Любящие родители мечтают, чтобы их дети были самыми-самыми, и делают для этого все от них зависящее. А потому покорно соглашаются отправить свое чадо на платные курсы при выбранных учебных центрах. Но все мы, жители одной страны, уже привыкли: если государственная услуга нас чем-то не устраивает, можно найти аналогичную, предлагаемую частными предприятиями, тем более цена не отличается. И начинается поиск альтернативных предложений. Обнаруживаются всевозможные частные центры, клубы, учреждения, которые готовы предоставить вам услугу по подготовке вашего ребенка к школе.

    Частные учреждения, предлагающие различные услуги по развитию, образованию и обучению детей, действительно пользуются родительским спросом, и интерес к ним с появлением образовательных центров не угасает! На первый взгляд все они кажутся одинаковыми, но так ли это на самом деле?

    При выборе кружков, центров, клубов для своих детей родители, прежде всего, должны определиться, чего они ждут от этих заведений, а также не забывать, что развитием ребенка следует заниматься не только за два года до школы, а с самого рождения! И чем грамотнее и методичнее, тем лучше для будущего ученика.

    Надеюсь, приведенная ниже информация поможет вам разобраться в своих предпочтениях и запросах.

    Центры раннего развития

    Это учреждения, специализирующиеся на всевозможных программах для раннего возраста (до 3–4 лет). Акцент сделан на пребывание в коллективе сверстников, на общении, как мам, так и детей, на разные методики развития – от динамических гимнастик до системы Монтессори.

    Центры данной специализации будет неправильным считать образовательными, так как фактически происходит развитие неких навыков, плюс общение со сверстниками. И неважно, по какой программе эти заведения работают: в столь раннем возрасте малыш начинает познавать мир, и ему интересно все.

    Отдельно можно выделить заведения, помогающие адаптировать детей к посещению детского сада, приучающие к коллективу и развивающие некоторые бытовые навыки. Это большое подспорье для мам, которые планируют отдать ребенка в сад как можно раньше, но не хотят, чтобы их чадо находилось в постоянном стрессе при посещении дошкольного учреждения.

    Семейные клубы

    Здесь важно то, что не только дети, но и родители могут найти себе занятие по душе. Но это заведение досуговое, а не образовательное, с кружковой системой для всех возрастов.

    Игровые центры

    В подобных центрах дети могут находиться продолжительное время. Цель этих заведений – развлечения. В них много игровых площадок, аттракционов; как правило, родители любят организовывать дни рождения своим детям именно здесь. То есть функция центра полностью оправдывает название. Иногда проводятся мастер-классы, но все они носят развлекательный характер.

    Мини-сады и частные детские сады

    Такие заведения не предсказуемы. В каждом отдельном случае нужно выяснять спектр услуг. Некоторые из них своей целью ставят уход за детьми и их продолжительное пребывание вне дома. Другие предоставляют как развлекательные, так и образовательные услуги.

    Образовательные и коррекционные центры

    Здесь все серьезно: в таких заведениях работают профессионалы своего дела, их задача – обучить детей и помочь в случае необходимости решить имеющиеся проблемы, подобрав психолога, логопеда, коррекционного педагога, педагога по подготовке к школе, английскому, изо, музыке и многих других. Именно сюда стоит приходить, если вы хотите дать своему ребенку качественное дополнительное образование.

    Почему частные образовательные центры составляют конкуренцию государственным учреждениям?

    Качество услуги. В частных центрах группы детей, как правило, небольшие – 5–10 человек, в то время как на курсах подготовки при школе сидит потенциальный класс: 20–25 человек. Конечно, у педагога в частном центре гораздо больше возможностей уделить время каждому ученику, отсюда и качество преподавания.

    Субъектный подход. В любом частном заведении главная задача – угодить клиенту. Поэтому составляются индивидуальные условия посещения занятий, выбирается удобное время, руководство внимательно прислушивается к отзывам родителей.

    Цена услуги. Как это ни парадоксально, но цены на государственные и частные услуги в данной сфере практически идентичны. Разброс зависит от многих факторов: местоположения, престижности школы, имени центра и т. д. Но в среднем сегодня стоимость 1 месяца посещения как школьных, так и частных курсов по подготовке к школе составляет от 4000 до 10 000 рублей.

    Часто центры предлагают очень «приятные» цены, на 1000 рублей ниже, чем у конкурентов. Не попадайтесь на эту уловку! Хороший, опытный педагог, в свое свободное время, не будет работать за «мизерную» зарплату. Слишком низкая цена может быть только в двух случаях: Продолжительность занятий сокращена, чтобы вместо одной группы за 2 часа занимались две.

    Педагоги – студенты или с небольшим опытом работы с детьми. В обоих случаях, как правило, страдает качество.

    «Сарафанное радио». Это один из наиболее важных факторов. Все мы помним, как имя «Марии Ивановны, супер репетитора по английскому», передавалось шепотом от знакомых к знакомым. А все потому, что «только эта Мариванна смогла подготовить обалдуя Ваську к институту так, что он туда даже поступил». То же и в сфере дошкольного образования: мы стремимся найти для наших детей самых лучших педагогов, и неважно, где они при этом работают: главное, чтобы результат был.
    Это «сарафанное радио» формирует 80% контингента образовательных центров!

    Конечно, как и в сфере государственного образования, среди негосударственных детских центров можно найти замечательные, где работают профессионалы своего дела, а можно напороться на откровенную халтуру. Распознать, кто есть кто, с первого взгляда сложно. Лучше посетить несколько занятий и пообщаться с руководителями. И уже по манере общения персонала будет понятно, куда вы пришли. Маленький совет: не покупайтесь на количество игрового материала, который можно купить в магазинах игрушек! Зачастую это пыль в глаза. Другое дело, накопленный раздаточный материал и специальные пособия, сделанные собственноручно опытным педагогом! Помните, что вы привели ребенка для того, чтобы он развивался и обучался. А хороший педагог в любом случае построит занятие так, чтобы ваш малыш удовлетворил свою потребность в игровой деятельности. Поэтому в заключение мне хотелось бы пожелать, чтобы ваши дети нашли «своего» педагога, в конечном итоге это самое главное!


« вернуться назад