Подготовка к школе. Советы логопеда.

Подготовка к школе. Советы логопеда.

    Вот и позади то бессонное время, когда приучали ребенка к навыкам жизни: умению ходить, ездить на велосипеде, пользоваться столовыми приборами, быть опрятным, внимательным, послушным, уметь выражать свои мысли. Счастливые минуты детства заканчиваются, впереди школьные годы. Уже надо подготовиться к другому периоду жизни, настроиться на подготовку к школе.

    Одним из важных школьных навыков является "навык общения ребенка". Внимательно послушайте своего малыша: на сколько последовательно и точно он может передать услышанное и увиденное. Насколько разнообразна речь оборотами, прилагательными. Прислушайтесь, как ребенок согласует слова в роде, числе, падеже, как использует ударение, правильно ли произносит сложные длинные слова. Не переставляет ли слоги, не пропускает ли их. И, конечно, важно понять, а все ли звуки ребенок правильно проговаривает?

    Как проверить?

    Попросите ребенка повторить за вами слова, где проверяемый звук стоит первым в слове, например: вагоны, тапочки, самолёт, шоколад, рыбёшка и т.д. Отметьте для себя те недочеты, которые заметили. Может ребенок путает звук или пропускает его, или у него вообще не получается произнести.

    Вообще речь ребенка формируется грамматически и фонетически к пяти годам. Если какие-то неточности услышали, их надо поправить, и речь привести к возрастной норме. Родителям бывает трудно прослушать речь ребенка, многие боятся ошибиться, что-то прослушать. В этом случае есть помощники-логопеды, которые проведут полную диагностику, в ходе которой могут обнаружиться нарушения речи различной сложности.

1. Нарушение звукопроизношения одного или нескольких звуков (дислалия). Его можно исправить в домашних условиях после грамотной консультации.

2. Вялый или, наоборот, очень напряженный язычок, плохой нецеленаправленный речевой выдох, сильную расторможенность, плохое внимание и неустойчивую память-то есть, признаки дизартрии. Такие нарушения исправляются под контролем логопеда, с курсом логомассажа, постановкой дыхания и звуков.

3. Недоразвитие всех компонентов речи: лексики, слоговой структуры, звуков, слуха на звуки (диагноз - общее недоразвитие речи). В этом случае надо постараться в течении полутора лет наверстать все пропущенные моменты под контролем логопеда.

    Советы.

    Только усердием, и терпением можно достичь хороших результатов и сформировать новые правильные навыки речи ребенка! Вот некоторые советы, которые помогут настроить речь ребенка на нужный лад.

    Учите ребенка рассказывать.

    Обсуждайте все события из жизни: прогулку по городу, посещение театра, поездку к морю, бабушке, и т.д. Просите составить фотоальбом с описанием каждого события-их можно показать друзьям, рассказывая о событиях. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования! Можно нарисовать эти события, параллельно тренируя моторику руки и эстетические навыки. Слушайте внимательно рассказ ребенка! Важно, чтобы в нем прослеживалась последовательность, развернутость материала, правильное согласование слов в роде, числе, падеже. Можно также подобрать картинки или серии, и вместе с ребенком сочинять по ним рассказы. Все это будет способствовать навыкам самостоятельной развернутой речи.

    Если ребенку эту работу трудно выполнить, возможно, в этом и есть проблема, с которой до школы вам нужно будет поработать.

    Заучивайте с ребенком стихи.

    Все дети их очень любят и всегда стараются запомнить. В стихах можно закрепить произношение каких-либо звуков, или развивать чувство ритма у детей. Большое внимание уделите загадкам. Отгадывание их активизирует словарь ребенка, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Кроме того они тренируют внимание, память и логическое мышление.

    Попросите, чтобы ребенок сам придумал загадку и загадал ее вам, а потом и своим друзьям.

    Кто, Что и другие.

    В беседе с ребенком расскажите, что все предметы и явления мира можно назвать словами, которые отвечают на вопросы Кто? и Что?. Все, кто живой, может передвигаться, разговаривать-Кто, всё что неживое- Что. Поиграйте в такую игру. Объясните, что эти предметы могут быть в единственном числе и во множественном (Самолёт-самолёты, облако-облака…) Эти слова могут меняться и в другой форме, например уменьшительно-ласкательной (самолёт-самолётик, Таня-Танечка, стул-стульчик). Необходимо также обращать внимание детей на родственные слова и их значение (Сад - садик, садовник, садовый, сады)

    Рассмотрите еще одну категорию слов-"слова-действия". Это то, что умеют делать люди, животные, явления природы. Например: перечислите, что умеет делать змея, кузнечик, воробей, бабушка и т.д. (Кузнечик прыгает, стрекочет; ручей бежит, журчит, звенит)

    Можно поиграть в такую игру:
Кто умеет бегать? - Мальчик, кошка, собака, лиса.
А кто умеет чирикать? - Воробей.
Кто как передвигается? - Бабочка-порхает, змея-ползает, рыба-плавает.
Объясните слова: наливает-выливает, запирает-отпирает, сгибает-разгибает и т.д.

    Рассмотрите также категорию - "слова-признаки". Подберите признаки к предмету:
Апельсин (какой?) - круглый, оранжевый, крупный, спелый, сочный, сладкий.
Яблоко (какое?) - кислое, неспелое, червивое, невкусное.
Шапка (какая?) - теплая, зимняя, шерстяная.
Дети (какие?) - умные, смелые, любознательные.
Слушайте, что бы ребенок правильно согласовывал слова.

    Как сочинять рассказы.

    Подбирая признаки к предметам, ребенок учится отличать одно от другого, тем самым формируются предпосылки для рассказов описательного характера.

    Например: У зайца длинные уши, вытянутая мордочка, задние лапы длинные, а передние - короче. Шкурка у зайчика мягкая, тёплая, зимой - белая, а летом - серенькая.

    Учите детей образовывать наречия от прилагательных: чистый - чисто, высокий - высоко. Заяц скачет по полю (как?) - быстро. Кошка мяукает (как?) - жалобно.

    Стройте с ребенком предложение, с помощью вопросов расширяйте и уточняйте его: Змея шипит -Какая змея? -Страшная -Страшная змея шипит -Где шипит? -В траве. Страшная змея шипит в траве-В какой траве?-Высокой. Страшная змея шипит в высокой траве. Слушайте, чтобы в речи ребенка правильно использовались предлоги: на, в, под, над, к, по, около, у, с (со), из, из-под, из-за.

    Слушаем звуки и слоги.

    Попробуйте слова разбить на слоги (сколько гласных звуков столько и слогов). Отхлопайте или оттопайте ногой количество слогов. Посчитать количество букв (в коротких словах). Определите первую букву в слове, послушайте последнюю.

    Все звуки родного языка, соотнесите с какой-то "картинкой-символом". Ребенок сначала должен слышать "звук", отличать его, и только потом вводится понятие "буква". Например: В-В-В-ветер шумит, У-У-У-поезд гудит, Т-Т-Т-колеса стучат, Ч-Ч-Ч-теплоход и т. д. Нарисуйте эту картинку-символ. Сверху напишите букву. Попробуйте поискать в словах эти звуки. Покажите изображения, в названии которых есть заданный звук. Объясните, что звук может быть в начале, середине, и конце слова. Проговорите варианты.

    Учите, отличать ребенка звук от похожего (С-Ш, С-З, Ц-Ч). Подберите слова, объясните значения. Этот момент будет являться тренировкой фонематического слуха ребенка и звуко-буквенного анализа и синтеза.

    Тренируем дыхание.

    Наша речь формируется на выдохе, который должен быть сильным и длительным. Для его тренировки можно использовать все виды музыкальных духовых инструментов, дыхательные игрушки, мыльные пузыри. Важно научить ребенка дуть на кончик языка, высунутый и лежащий на нижней губе. В этом положении дуть через трубочку и плевать.

    Гимнастика для языка и губ.

Чередование И-У (зубы закрыты, потом зубы разжаты)
"Лопатка". Рот открыт, язык на нижней губе лежит, пошлёпать по нему со звуком "пя-пя-пя", покусать язык в улыбке.
"Качели". Рот открыт в улыбке, движения языка - "вверх-вниз".
"Катушка". Рот открыт в улыбке, язык держится за зубами внизу. Выгибая спинку языка, надо выкатывать язык вперёд.
"Часики". Рот открыт в улыбке; движение языка "влево-вправо" в уголки рта.
"Шишки". Рот открыт в улыбке; движения языка "влево-право", упирая его в щёки.
"Вкусное варенье". Губы намазать вареньем, рот открыт в улыбке, слизывать широким языком слева направо и по кругу. Далее намазать вареньем только верхнюю губу и слизывать широким языком спереди назад, складывая его чашечкой.
"Горка". Рот открыть; язык отодвигать горкой вглубь рта.
Язык поднять наверх, под язык положить карандаш. Кончик языка, упираясь за верхними зубами, стучит "ЧЧЧЧЧЧЧ"

    Важную роль в формировании речи играет развитие внимания, памяти, мышления ребенка. Подберите соответствующие упражнения с учетом возраста. Не забывайте про моторику рук: рисуйте, обводите, лепите, вырезайте.

    В центре ДОБРАЯ ТЁТЯ вы можете получить консультацию логопеда БЕСПЛАТНО.


« вернуться назад